"Партия "РОДИНА" поручила мне разобраться с тем, что у нас происходит в сфере городского транспорта. Я посмотрел, что пишут об этом вопросе журналисты, что говорят наши городские жители, и что говорят местные депутаты. Также я специально проехал несколько раз наш город из конца в конец на городских автобусах. И ситуация, прямо скажем, очень сложная", - сообщил и.о. председателя Совета регионального отделения партии "РОДИНА" в Ярославской области Илья Иванов.
В начале 2023 года наши областные власти затеяли реформу транспорта. Суть данной реформы – передать городской транспорт в ведение администрации Ярославской области из ведения мэрии города. " В целом это направление мыслей и действий нашего руководства верное. Практика показывает, что у администрации субъекта всегда больше возможностей и денег, чем у мэрии, что позволяет эффективнее наводить порядок в отрасли", - отмечает Иванов.
Однако ход реформы показал, что многие действия властей были не продуманы до конца. В частности, приводит примеры Илья Иванов, одной из причин реформы называли то, что на начало 2023 года изношенность городского транспорта по разным оценкам составила 54 до 60%.
"Дошло до того, что один наш горожанин снял на видео дырявый пол в автобусе, и потом ярославцы делились друг с другом этим роликом в телефонах. Это, конечно, был крайний случай, но он весьма показателен. Так вот, передача перевозок в ведение областной администрации проблему изношенности автопарка не решила. Поэтому и у меня и у каждого здравомыслящего жителя Ярославля возникает резонный вопрос – почему в ходе реформы не был продуман механизм замены старых автобусов на новые? Тем более, что такой механизм давно известен – получение новой техники перевозчиком в лизинг. При этом гарантией лизинговых выплат служил бы долгосрочный контракт администрации Ярославской области с перевозчиком. Под контракт с государством технику предоставил бы любой производитель или лизинговый брокер. Для простых граждан это означало бы моментальное появление современных комфортабельных автобусов на улицах города, идущих строго по расписанию. Лучшие мировые практики устойчивого ведение бизнеса и государственного управления сводятся к заключению долгосрочных контрактов, где все участники четко понимают свои права и обязанности, и могут соответствующим образом планировать свои действия – то есть перевозчик мог бы планировать свои лизинговые выплаты на годы вперед. Однако этого сделано не было", - указывает Иванов.
Кроме того, наши областные власти в ходе реформы привлекли несколько иногородних перевозчиков для осуществления перевозок. "Известно, что работают у нас "варяги" из Москвы и Санкт-Петербурга. Поименно называть данные компании я не буду, Вы их и так прекрасно знаете. На иногородних перевозчиков теперь приходится половина всех маршрутов, и, соответственно, половина выручки. В этой связи возникает еще два вопроса: зачем нам иногородние перевозчики, которые уведут свою выручку из города? Ведь никто из них не будет тратить эти деньги в Ярославле, улучшая экономику региона. И не лучше ли было отдать маршруты местным?" – задается вопросом и.о. председателя Совета регионального отделения партии "РОДИНА" в Ярославской области Илья Иванов.
"Например, у нас есть – вернее было - наше родное ПАТП-1. Все жители Ярославля и администрация города отмечают высокий профессионализм водителей данного предприятия, имеющих огромный стаж безопасного вождения и знающих наши дороги", - указывает он.
"ПАТП-1, которое не вписалось в новую парадигму по той же причине изношенности автобусного парка, в данный присоединяют к Яргорэлектротрансу. При этом ПАТП-1 никак не участвовало в конкурсах, объявленных весной администрацией области, на осуществление перевозок – от данного предприятия не было зарегистрировано ни одной заявки. Может, стоило сохранить данное предприятие, подписав с ним долгосрочный контракт на новых, пореформенных условиях, с тем чтобы предприятие пополнило свой автопарк лизинговой техникой? Неужели в городе не нашлось ни одного толкового менеджера, который смог бы сохранить данный автопарк? На данный момент ПАТП-1 находится в предбанкротном состоянии. Автопарк будет по всей видимости распродан. Куда при этом пойдут люди? И стоило ли заменять наше предприятие иногородними, если у них все равно не нашлось современной техники для нашего города. Но раз уж иногородние перевозчики пришли на наш городской рынок, почему никто из них не озаботился предоставить нам новые автобусы?
Теперь о системе оплаты перевозчикам. Новая система оплаты перевозчикам подразумевает оплату за пройдённое количество километров, а не за количество пассажиров. Таким образом, снимается острый вопрос прибыльности или убыточности тех или иных маршрутов, и конечно это серьезный шаг в верном направлении. Однако при этом все без исключения перевозчики – и наши, и иногородние - жалуются на текучку кадров, на то, что водителей категории D просто не хватает. Дело в том, что многие водители попросту идут в дальнобойщики, потому что там банально платят больше. Что и обуславливает дефицит кадров для пассажирских перевозок".
"На данную реформу было выделено 55 млрд руб которые будут потрачены из городского бюджета в ближайшие 7 лет. Это гигантская сумма. Я уверен, что на оплату труда водителей деньги где-то есть. Только они не доходят до адресата – простого шофера, который изо дня в день трудится для наших горожан! Это отдельная больная тема, которую также следует прорабатывать вместе с администрацией области.
Ну и самое главное на данный момент. В мае 2023 года несколько чиновников Ярославской областной администрации были арестованы за получение взяток в крупном и особо крупном размере. Главным фигурантом этого уголовного дела является бывший директор департамента транспорта Ярославской области 35-летняя Татьяна Черемных. По версии следствия, Черемных получала взятки за лоббирование интересов некоторых перевозчиков, естественно в ущерб городу и его жителям. Напомню, именно Татьяна Черемных курировала проведение реформы транспорта в регионе, и именно ее подпись стоит на всех долгосрочных контрактах на перевозки. Также среди фигурантов называют фамилии Ильи Прокопьева и Олега Ивановского.
Я полагаю, что, если уж Следственный Комитет нашел коррупционную составляющую в проведении реформы транспорта, необходимо проверить все контракты на перевозку пассажиров, подписанные данной чиновницей. Также проверки требует сама процедура проведения конкурсов на заключение данных контрактов. Призываем Следственный Комитет и Прокуратуру приложить все усилия для выявления истины в этом деле. Но самое главное – администрации области нужно обязательно проработать вопрос - почему в реформу транспорта не был включён пункт о приобретении новых автобусов в лизинг, и как эту проблему все-таки решить.
Ситуация, складывающаяся в нашем регионе общественным транспортом, требует пристального внимания как политических сил, так и общественности, не говоря уже об областных властях. Партия "РОДИНА" и я лично продолжим следить за ситуацией в данной отрасли. Но особо мы будем следить за ходом уголовного дела – за обнаружением новых фактов в коррупционной схеме. Только широкая огласка и освещение в прессе позволят нам в будущем избежать подобных неприятных сюрпризов", - заключил и.о. председателя Совета регионального отделения партии "РОДИНА" в Ярославской области Илья Иванов.