- Любомир Миланович, спрошу прямо – на что рассчитываете? На выборах в 2018 году результат вашего кандидата был самым низким, думаете, в Думу пройти легче?
- Отвечая на этот вопрос, ненадолго вернусь к губернаторским выборам. Несмотря на то, что результат получился не такой, как хотелось бы, я не назову эту кампанию нашим провалом. И вот почему.
Во-первых, участвуя в выборах 2018 год и имея достойного кандидата выдвинутого из наших рядов, мы ставили перед собой задачу – донести до избирателей нашу позицию шире, чем это предполагал формат губернаторских выборов. И это получилось, боевое крещение обновлённого регионального отделения произошло.
Во-вторых, что важно, наряду с губернаторскими, "РОДИНА" участвовала в муниципальных выборах по Павловскому району, где нам удалось преодолеть 5-процентный барьер. И теперь мы получили возможность участвовать в выборах-2020 без сбора подписей в свою поддержку – обстоятельство, которое трудно переоценить.
- В самом деле, ведь на избирательной кампании-2015 "РОДИНА" срезалась именно на подписях; тогда был даже курьез с поддельной подписью от члена облизбиркома, состоявшего в "Единой России"…
- Сбор подписей - это один из реальных препонов для непарламентских партий, и мы в Воронежской области эту перегородку устранили. Сделали задел на 2020 год. "РОДИНА" в регионе – одна из всех непарламентских партий будет идти на выборы как равноправная сила "Единой России", КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР. В этом году нам удалось пройти в совет депутатов Аннинского района, в прошлом году был Павловск, а это уже скромный, но все же тренд, согласитесь…
- Как и у кого планируете отбирать мандаты в гор-облдумах?
- Не вдаваясь в стратегические подробности, уверен, что в 2020 году наша избирательная кампания будет более успешной. Знаете, несмотря на общее отторжение, даже иногда брезгливое отношение граждан к политическим партиям - как в России, так и в Воронежской области - к нам и сейчас приходят новые единомышленники. В партию вступают очень достойные люди…
- Например?
- Например, представители науки, спорта, силовых структур.
- Верна ли информация, что в ваше реготделение вступил бывший руководитель воронежской Росгвардии Геннадий Копачев? В какую думу он будет баллотироваться?
- Да, Геннадий Анатольевич вступил в партию, а остальное будет решаться партийными органами.
- На какую Думу воронежская "РОДИНА" скорее делает ставку – городскую или областную?
- На обе, но для партии "РОДИНА" важно, прежде всего, качество тех людей, что попадут в думы следующего созыва, в том числе, и то нас. Чем выше качество, тем лучше и городу, и области. К нам идут очень интересные люди, верящие в нашу миссию, разделяющие идеологию, которая базируется на патриотизме, равенстве, честности. Понимаю, это все слишком высокие понятия, но без этих составляющих нет ничего хорошего. О них всегда легче говорить, чем ими жить. Увы, наше время - не время владык по чести, но лучшее, что в нас есть, мы готовы предоставить к услугам города, области, родины. Наша стратегия – это стратегия маленьких добрых верных шагов.
- Тем не менее, от меня не ускользнуло, что вы ушли от ответа на вопрос. Надеюсь, от следующего вопроса - не уйдете: почему так вышло, что иноземец возглавил в регионе партию с названием "РОДИНА"?
- Я понимаю остроту и логику вашего вопроса. Конечно, в Воронеже много достойных этой роли. Но почему – я, лучше бы ответили те, кто такую роль мне доверил.
От себя скажу так. Я живу в России 23 года со своей семьей. Мои сыновья выросли в Воронеже внучки родились и растут здесь, моя супруга похоронена в русской земле, а моя душа теперь навсегда принадлежит небу над Россией. Я сын сербского народа и, несмотря на то, что не здесь родился, ни одного дня не жил в России правилами и чувствами иностранца. Свою роль исполняю настолько хорошо, насколько умею, не по нужде, не из-за корысти, а – с чувством долга к городу, который мою семью принял как родную, с чувством благодарности к России, которая для каждого настоящего серба является второй матерью.
- Одна из интриг предстоящих выборов – это латентный конфликт между губернатором Гусевым, который пожелал депутатскому корпусу обновиться, и лидером "Единой России" и по совместительству спикером облдумы Нетесовым, который, по всей видимости, желает показать, что в облдуме - он хозяин. Прокомментируете?
- Не могу судить о конфликтности, о которой вы говорите. Но позиция губернатора мне, конечно, близка. Мы, в том числе, и своим участием в выборах будем пытаться способствовать качественному по обновлению депутатского состава Думы.
- Скандал на выборах в Мосгордуму стал федеральным скандалом. В чем вы видите его урок?
- Я в нем вижу серьезное поражение партии власти, которое выразилось не в процентном количестве проголосовавших, а в отсутствии голосующих. А решение единороссов идти самовыдвиженцами – это своеобразное признание своей непопулярности у населения.
- Кстати, о популярности. Вероятно, именно о ней заботился лидер "Единой России" Дмитрий Медведев, когда предложил подумать о введении четырехдневной рабочей недели. Как вам такая инициатива?
- Это красиво звучит. Но напоминает подмену понятий, разговор не по теме, как минимум, не вовремя. Экономика России не готова к таким решениям. Лучше бы предложили, чтобы ставка рефинансирования была в России ниже 1%, а кредиты бы выдавались экономике и населению под маленький процент. Экономика бы быстро воспряла, а люди зажили достойно. К разговору о четырехдневной рабочей неделе можно было бы вернуться потом. А так эта инициатива выглядит как слабая попытка компенсировать репутационные потери при повышении пенсионного возраста, но не деньгами, а просто информационно.
- Также сейчас идет дискуссия о том, как лучше проводить выборы, сколько в парламент должны пройти от партий, а сколько по округам. Какова ваша позиция?
- Скорее всего, считаю оптимальным вариант, который есть сегодня. С одной стороны, он дает хоть какой-то шанс людям, за которыми не стоят денежные мешки. С другой стороны, если полностью отказаться от партсписков, то, например, учителям с их маленькими финансовыми ресурсами будет, мягко говоря, очень трудно попасть в Думу. Комбинированная система все же дает этот шанс.
- А много учителей в партии "РОДИНА".
- "РОДИНА" в Воронеже действует скорее, как народное движение, чем классическая партия. Возможно, и поэтому у нас несравнимо меньше богатых, чем у наших политических конкурентов. Скажем так, мы испытываем недостаток богатых, но от этого наша идеология не становится беднее, наоборот. В целом, я оптимист.
Беседовал Виктор Лиходзиевский, "Блокнот Воронеж"