16 июня 2017 года председатель партии "РОДИНА", депутат Государственной думы РФ Алексей Журавлев выступил на пленарном заседании по вопросам судебной системы и качества действующего законодательства, которым руководствуются судьи.
Публикуем текст выступления лидера "РОДИНЫ" в российском парламенте.
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
30 мая 2017 года состоялось очередное заседание Совета судей Российской Федерации, на котором прозвучали тревожные заявления о снижении доверия граждан нашей страны к судебной системе и необходимости повышать качество принимаемых законов. На заседании глава Совета судей заявил, что в 2016 году поступило почти 3000 жалоб на судей Российской Федерации, что на 25% больше, чем в предыдущем году.
Авторитет судебной системы падает, и процесс этот начался не вчера. Анализ данных социологических исследований показывает, что положительно к судебной власти относятся 30% наших граждан, а доверяют судьям всего 2% граждан.
Негативный имидж судебной системы складывается в том числе из некачественных судебных решений. Кроме того, процент оправдательных приговоров по разным оценкам от 0,3 до 1 %. Например, в Европе, в частности в Великобритании, это 20%.
При этом на слуху по-прежнему остаются случаи, когда обнаглевшие высокопоставленные коррупционеры или папенькины сынки на "гелендвагенах" вообще уходят от ответственности или отделываются штрафами.
Это говорит о необходимости модернизации судебной системы. Судья должен быть максимально разгружен от излишней бюрократической работы – его задача лишь вершить правосудие на основе четких и понятных законов. И за это правосудие он должен нести ответственность. Необходимо, чтобы факт отмены судебных решений был поводом для проведения проверки квалификационной коллегией судей. Судья может по тем или иным причинам утратить квалификацию, может быть даже вовлечен в какие-то коррупционные схемы, может просто неумело пользоваться законом. В зависимости от ситуации такие случаи должны становиться поводом для серьезных дисциплинарных взысканий – вплоть до досрочного прекращения полномочий судьи.
Считаю необходимым наделить некоторые общественные организации, например, парламентские партии, правом реализовывать общественный контроль над судебными решениями на предмет их законности путем их обжалования в вышестоящих судебных инстанциях.
Теперь что касается законодательства. В марте этого года заместитель председателя Верховного суда Владимир Давыдов сообщил, что за 20 лет было принято 198 законов, изменяющих УК РФ, и 90% из них носят репрессивный характер. При этом многие нормы законодательства далеки от совершенства. Тот же Уголовный кодекс. Я неоднократно поднимал вопрос, связанный с применением права граждан на самооборону. 37-я статья УК РФ не дает однозначного понимания гражданам, как они могут защищать себя и своих близких, однако суды ее умело используют, и часто жертвы насилия или грабежа получают реальные сроки, тогда как нападавшие остаются на свободе.
Другой опус Уголовного кодекса – 282-я статья, известная как "русская статья". Сколько копий было сломано в попытке сделать ее более гуманной и понятной для судов и граждан, или просто ее отменить. Сотни людей, часто патриоты, получают тюремные сроки по этой статье, по сути, ни за что. Последняя моя инициатива - перевести первую часть 282-й статьи в Кодекс об административных правонарушениях. Эта, кстати, та самая часть, за которую можно получить реальный срок от 2 до 5 лет просто за репост в Интернете. Верховный суд достаточно нейтрально отнесся к этой инициативе. Правительство же представило вообще неаргументированную позицию. И мы продолжаем возбуждать дела за репосты, хотя это очевидно административное правонарушение.
Поэтому, коллеги, призываю вас обратить внимание на эту проблему. Мы как законодатели не должны загонять наших граждан в тюрьму без серьезных оснований. В советское время мы уже превратили полстраны в уголовников, нельзя этого допустить снова.
В связи с этим считаю возможным поддержать объявление административной и уголовной амнистии, приуроченной к трагической дате - 100-летию Октябрьской социалистической революции.