Руководитель общественного движения "ТИГРЫ РОДИНЫ" (молодежное крыло партии "РОДИНА") Владимир Лактюшин, в прошлом лидер одной из фанатских "фирм" болельщиков "Динамо" в Московской области, дал подробное интервью популярному пензенскому сайту "Пенза-Пресс", где рассказал о том, что мундиаль принесет принимающим его российским городам. Интервью было опубликовано "Пенза-Пресс" в сокращенном виде и в нескольких материалах. РОДИНА.ру публикует его полную версию:
– Принесет ли пользу России проведение чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 года, и если да, то какую?
– Безусловно, ЧМ приносит принимающей его стране экономическую пользу от десятков тысяч иностранных болельщиков, которые тратят деньги на выезде на аренду гостиниц и квартир (сайт Airbnb приобрел во всех странах мира огромную популярность), сувениры, посещение баров и т.д. С другой стороны, не стоит переоценивать эту экономическую пользу, связывать с ней какой-то поворот в жизни принимающих матчи ЧМ городов, – такую ошибку в 2012 году совершила Украина, вложившая огромные деньги в создание инфраструктуры именно в ожидании дальнейших прибылей от них.
Эта выгода кратковременная, связанная и с расходами по приему матчей – это усиленная работа правоохранительных органов и городских служб, уличные указатели и меню в барах и ресторанах на английском, англоговорящий персонал и волонтеры на улицах и т.д. И это, не говоря о капитальном строительстве, ремонте дорог, фасадов домов и т.д. В общем, ЧМ – это весьма дорогостоящее удовольствие.
В огромной степени это имиджевый проект, который позволяет показать всему миру – как прибывшим болельщикам, которые будут активно постить свои фотографии и рассказы в соцсетях в режиме онлайн, как и тысячам журналистов, которые обеспечат включение со стороны десятков, сотен миллионов зрителей и читателей – нашу страну, наши города. Мы все помним, какой ошеломляющий эффект произвела на мир Олимпиада-2014 в Сочи. В рамках ее открытия, по сути, мы рассказали о нашей древней и богатой истории, культуре десяткам и сотням миллионов людей, многие из которых ничего не знали о нас.
Все это может рассматриваться как крупное вложение в формирование и продвижение имиджа страны и отдельных ее городов на мировом уровне, которые могут послужить средством к стимулированию туризма, инвестиций и т.д. Но именно "могут".
Очень важно и другое – в условиях враждебного отношения к России элит Запада, санкций, раздувания военной истерии и перебрасывания к нашим границам частей НАТО – дать простым людям других стран понять, что Россия не Мордор, подлежащий уничтожению. Это инвестиции в поддержание мира и предотвращение войны, которые нельзя оценить, потому что война – это человеческие жизни.
На мой взгляд, не менее важно другое, – огромные инвестиции в создание современной спортивной и транспортной инфраструктуры, которые сопровождали и Олимпиаду-2014 в Сочи, и Универсиаду-2013 в Казани. Города обзавелись современнейшими вокзалами, железнодорожными развязками и т.д. В том же Татарстане к 2013 году были построены спортивные объекты во всех крупных городах, и на них смогли бесплатно заниматься все желающие. Само спортивное мероприятие также привлекает внимание людей к спорту. Вот это, на мой взгляд, должно являться главным результатом таких мероприятий – быть поводом для масштабных инвестиций в нашу страну, в людей, в инфраструктуру.
– В Россию приедут фанаты из других стран. У многих совершенно другой менталитет, нежели у россиян. Возможны ли поводы для случайных конфликтов?
– Конфликты возможны везде и всегда, даже вне спортивных мероприятий. В данном случае речь идет о приезде большого количества людей, которые едут на некий вариант активного отдыха, находятся в сугубо мужской и чаще всего молодой компании, часто употребляя алкоголь и т.д. Она конфликтна сама по себе в силу этих причин, достаточно схожа во всех странах (к тому же накладывается общность фанатской субкультуры). Все это мы видели на поведении британских болельщиков в Марселе-2016.
Различия в менталитете здесь минимально могут стать поводом для конфликтов, так как активные болельщики постоянно посещают разные страны, много читают о футбольных новостях в других государствах, поддерживают контакты с фанатами иностранных клубов и поэтому никак не являются карикатурными "реднеками", которые не вылезают из своей деревни, не знают мира и явятся в другую страну со своими стереотипными представлениями о жизни. Те же турецкие или египетские болельщики – отнюдь не какие-то игиловцы, а ультрас Турции даже наоборот, в большинстве своем ультралевые.
Речь о другом. Те же турецкие болельщики славятся агрессией, регулярно пускают в ходе фанатских столкновений холодное оружие, как это исторически повелось в "балканском стиле". Европейские болельщики к этому непривычны, а наш "русский стиль" так вообще предполагает отказ фанатов от каких-либо "аргументов", выступление на "чистых руках".
Однако существующие уже много лет на Западе жесткие полицейские правила лишают хулиганов-рецидивистов и доступа на стадионы, и выезда за границу в ходе чемпионатов. Поэтому знаменитая "британская болезнь", когда еще в 2000 году во время ЧМ в Бельгии сотни английских ультрас буквально разнесли страну, сейчас заметно сошла на нет.
Могут наложиться исторические сложившиеся национальные (Азербайджан и Армения, Сербия и Косово, Ирландия и британские унионисты) и клубные противоречия, вот это может стать серьезным поводом для массовой драки, особенно если одна из сторон, например, будет размахивать флагом Нагорного Карабаха.
– Что делать нашим согражданам, как вести себя, если вдруг конфликт назревает?
– Уйти в сторону, так как в ходе драк фанатов летят и стеклянные бутылки, и стулья, и бьются стекла в барах, которые (опять-таки по сложившейся еще в Британии традиции фанатских "накрываний") штурмуют разгоряченные болельщики. Другое дело, что все это вспыхивает скоротечно. Конечно, сами фанаты предпочитают собираться в "своих" местах, то есть в спортивных барах, которые довольно четко маркированы символикой (стикера, фанатские шарфы и т.д.), зачастую принадлежат определенным фанатским движениям и посещаются прежде всего их представителям. Но на крупных выездах такое число фанатов в чужих городах сложно сепарировать.
Другое дело, что чисто визуально можно определить контингент болельщиков и на улице, и в барах, и в транспорте, и, если они ведут себя агрессивно, выводы довольно очевидны.
– Видели ли вы фильм ВВС "Армия русских хулиганов" и что думаете по этому поводу?
– Фильм этот, наверное, видели все интересующиеся футболом у нас в стране, тем более что сразу появился хороший русский перевод.
Впечатление двоякое. C одной стороны, виден фирменный профессионализм ВВС, много показано, людям дают как следует высказаться, оставляя их прямую речь и без искажений переводя ее в титрах. С другой стороны, здесь классический момент контекста. Данные в фильме russian stories о том, что наша страна исторически постоянно воевала с врагом, что условия жизни у нас иные, чем в благополучной толерантной Европе, и это вызывает большую закалку характера у молодых людей, что наши фанаты не пьют, а занимаются спортом, а схватка с англичанами крайне интересна именно в силу того, что в Британии и зародилась фанатская субкультура – без каких-то пояснений, вложения в контекст дают для западного зрителя искаженную картину какой-то агрессивной и опасной страны.
Но это то же самое, как снять фильм, где рассказать про гордость британцев и фанатов в частности походами крестоносцев в средние века, про историческое культивирование в новейшее время в среде британской молодежи брутальности и бокса (на что прямо указывает в "Родни Стоуне" Артур Конан Дойл), про то, что футбольный фанатизм оказался для жителей промышленных пригородов единственной отдушиной от работы, что поощрялось властями (пусть ходят на футбол, а не на митинги) и т.д. Все это так, но со стороны без понимания контекста будет смотреться как гремучая смесь.
Стоит отметить, что рассказ про опасных русских хулиганов вполне ложится в формат запугивания в последние годы жителей Запада "российской военной агрессией", "российскими хакерами", которые якобы поворачивают ход выборов в крупных странах.