Массовые выступления, которые пережили Москва и другие крупные города России 7 октября, можно смело назвать пробой Майдана. Правда, первый блин вышел комом. Численность выведенных на несанкционированные акции юных сторонников Навального заметно уступала аналогичным акциям 26 марта и 12 июня.
Выбор даты откровенно подчеркивает отсутствие собственной повестки у несистемной либеральной оппозиции. 6 мая 2012 года беспорядки на Болотной площади устраивались в день инаугурации Путина (чтобы "омрачить" ее), сейчас вывели людей на улицы в день рождения президента страны. Очевиден заказ на соответствующую картину для западных СМИ, показывающих затем "бунтующий против Путина народ", но почему-то участники такого рода акций считают для себя нормальным быть разменной монетой, а при случае и пушечным мясом в играх, где их используют втемную.
С уличными акциями 2012 года нынешнюю ситуацию сближает попытка участников несанкционированных акций остаться на ночь в центре Москвы, создав подобие Майдана с его палаточным городком. 5 марта 2012 года после митинга на Пушкинской площади оппозиционеры во главе с Навальным и Удальцовым оккупировали фонтан и ожидали подвоза палаток, 7 октября этого года местом "оккупая" стала Манежная площадь.
Что характерно, объявление об этом в Twitter "Протестная Москва" прямо копировало знаменитый призыв Мустафы Найема, положивший начало Евромайдану: "Одевайтесь потеплее, берите с собой зонтики, чай, кофе, хорошее настроение".
Однако московский Майдан закончился 7 октября фальстартом. Народа вышло мало, отечественные "правосеки" из числа создававших 26 марта "самооборону Пушкинской" отсиделись дома, "бунтари" в целом не смогли собрать даже теплых вещей и термосов для ночевки. На фоне этого дрогнули в какой-то момент и кукловоды акции, начав тереть свои сообщения "Настало время показать, кто здесь власть. Везите еду и термосы, это шанс все изменить" и заявлять уже совсем другое: "ФБК, штаб Навального и "Протестная Москва" не являются организаторами акции, которая проходит сейчас на Манежной площади".
Но надо понимать, что цели остаются прежними ("Настало время показать, кто здесь власть"), как и методы (устроить свой аналог Майдана). Сейчас они сделают выводы, проанализируют допущенные промахи, улучшат связь и логистику, наберут боевиков.
Поэтому расслабляться и радоваться провалу акции Навального нельзя. Это только проба сил, где первый блин может быть комом. Как факт, они по-прежнему демонстрируют возможность вывода на улицы людей.
Что в этой ситуации стоит делать государственническим, консервативным, противостоящим новой революции силам? Какое-то время назад была очевидна попытка сыграть на раскол оппозиционного поля путем запуска в него новых игроков. Мощный резонанс был поднят вокруг выхода на свободу Сергея Удальцова. Действительно, он провел громкую пресс-конференцию, собравшую порядка сотни репортеров, сделал ряд громких заявлений по поводу Навального. Но очевидно, что действия Удальцова лежат ровно в той же прежней "болотной" плоскости, тоже вывода людей на улицы на протестные акции и не всегда санкционированные (за что недавно он тоже был задержан). Да и широкого развития его деятельность пока не получила.
Еще одна попытка разыграть ту же карту – игра на повышение других лидеров либералов, выразившаяся в обеспечении победы 10 сентября на муниципальных выборах в Москве Яшина с его командой в Красносельском районе, кандидатов "Яблока" и Гудкова еще в добром десятке центральных округов столицы. Однако накануне акции 7 октября эти люди стали действовать в унисон с Навальным: так, избранный главой муниципалитета Тверской "яблочник" Яков Якубович опубликовал на официальном сайте муниципалитета заявление о том, что требует не мешать массовой несанкционированной акции, и даже повторил ее лозунг "Соблюдайте нашу Конституцию". Этого стоило ожидать – при всей грызне друг с другом Навальный, Гудков, Яшин, Кац, "яблочники" и "Открытая Россия" все равно являют собой целостное сообщество, объединенное общими целями и идеологией. Поэтому, как и стоило ожидать, попытка поделить либералов на "хороших" (прикормленных) и "плохих" в очередной раз оказалась неудачной. Есть мудрая русская поговорка "Сколько волка не корми – он все в лес смотрит". От своих целей либералы-западники не откажутся все равно.
Альтернативой акции Навального могла стать только другая акция. Это как в Каталонии – на демонстрацию сепаратистов сторонники сохранения провинции в Испании ответили такой же массовой демонстрацией. Этот метод показывал свою эффективность 10 лет назад, когда в день главного "марша несогласных" 14 апреля 2007 года Конгресс русских общин с рядом национал-патриотических организаций организовал свой массовый митинг на Болотной площади, где выступил Дмитрий Рогозин и многие другие видные деятели патриотического лагеря. Это наглядно показало, что в российском обществе есть силы, которым не по пути с либералами и которые отстаивают другой вектор развития страны.
К сожалению, с тех пор верхами была сделана "гениальная" ставка на максимальное закручивание гаек и "засушивание" реальной общественной активности той же молодежи, которая заменялась имитационными и высоко дотационными (из госбюджета) проектами "Наших" и тому подобных движений. А когда ударила Болотная, пришел тот самый враг, для борьбы с которым они столько лет готовились – все они вдруг исчезли с улиц. Более того, обер-пропагандистка "Наших" Кристина Потупчик быстро "перестроилась" в самую что ни на есть отпетую либералку, поносящую Церковь, консерватизм и т.д.
Уличная деятельность сторонников Навального лишний раз показала зияющую пустоту всех нынешних официальных "молодежных" проектов, показательной работы на гранты, заигрывания с топовыми видеоблогерами, вливания огромных денег в соцсети и прочее. Единственной реальной альтернативой будет создание реального движения молодых консерваторов, заслуживших авторитет делами "на земле", а не паркетной показухой.
Добавлю, что времени до президентских выборов 2018 года – а Навальный очевидно ведет свой молодежный мобилизационный проект именно к этой дате, и если на день рождения президента России уже устроена попытка Майдана, страшно представить, что можно ждать в день выборов – осталось не так-то уж и много.