Назначение Алексея Кудрина главой Счетной палаты – ход очень тонкий. "Годами твердишь, что готов взять на себя всю российскую экономику? Снова рвешься на госслужбу? Что ж – вот тебе… нет, не пост премьера или даже первого вице-премьера, а пост по контролю за экономикой страны, но не дающий доступа к управлению оной".
И на Западе должны оценить: их любимцу Кудрину (прославившемуся закупкой на доходы бюджета американских ценных бумаг) дали пост, и даже номинально очень высокий. Плюс с учетом вражды Кудрина с другим видным либералом – Дмитрием Медведевым (с 2011 года будучи вице-премьером Кудрин демонстративно отказался подчиняться последнему) его введение в ряды высшей власти будет небесполезно для уравновешивания сил.
Тут, как говорится в клятве Гиппократа, "главное – не навредить", а точнее в данном случае – минимизировать вред, который может принести пребывание либералов (хоть бы и трижды "системных") на высоких государственных постах. В целом, как сказано выше, это удалось. Но есть один существенный момент.
Процитирую статью в РБК: "Кудрин также сообщил журналистам, что останется в Комитете гражданских инициатив (КГИ, или Фонд Кудрина, где он сейчас является председателем) – экспертной организации, созданной в 2012 году вскоре после ухода Кудрина из правительства". За этой "экспертной площадкой", ставшей, по сути, главной публичной платформой для сбора сил оппозиции (любой, в том числе самой радикальной), тянется целый шлейф скандалов.
В феврале 2017 года Федерация еврейских общин России выразила публичный протест против официальной рекомендации экспертами КГИ в состав Общественной палаты РФ муфтия Нафигуллы Аширова, прославившегося своими антисемитскими заявлениями. Кстати, помимо выпадов в адрес евреев, которых Аширов называл "раковой опухолью", муфтий активно разжигал рознь и в отношении национального большинства нашей страны.
В марте 2008 года Аширов, например, призвал мусульманских бизнесменов к строительству для единоверцев в Москве, Петербурге и других крупных городах отдельных закрытых жилых комплексов, приведя пример Запада, где "мусульмане живут в своих кварталах, у них там есть свои школы, куда они ходят". Потому что, мол, мусульман в России преследуют.
Прямой призыв к расколу общества по национальному и религиозному признаку, причем прямо походящий на добровольно организуемые гетто (именно так это расценили, например, лидеры мусульман Северного Кавказа). Такие комплексы, по мысли Аширова, должны были иметь свою хорошо организованную охрану – чем не призыв к организации незаконных вооруженных формирований, который затем могли бы себя проявить на улицах столицы?
Далее. В ноябре 2014 года на Общероссийский гражданский форум, организуемый КГИ, были приглашены несколько деятелей, открыто заявивших перед этим в либеральных СМИ о своей принадлежности к запрещенной в России за терроризм "Партии исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир") и пытавшихся провести на Манежной площади "миллионный митинг против исламофобии". И они не просто сидели в зале, но и выступали на профильных секциях форума. Еще один деятель того же толка был задержан в мае 2015 года в Махачкале с пистолетом за поясом (!), когда он направлялся на выездной семинар "Школа гражданских лидеров", организуемый КГИ.
В целом суть присутствия подобной радикальной публики на мероприятиях КГИ четко изложил еще один участник Общероссийского гражданского форума, выступавший там в ноябре 2014 года рядом с упомянутыми "хизбами": приобрести благодаря этой высокой (благодаря уровню Кудрина) площадке возможности "оказывать коллективное давление на власти".
В апреле 2016 года эксперты КГИ представили доклад, в котором рекомендовали легализовать нелегально действующие на Северном Кавказе шариатские суды и опираться на неформальный ислам как "главный модернизационный элемент". Кому выгодны такого рода инициативы – хорошо понятно. Как видим, кудринцы упорно заигрывали с радикальными исламистами, лоббируя в Москве их интересы.
На тот момент Кудрин был независимым деятелем. Но продолжать возглавлять такую структуру, будучи в высших эшелонах власти, это значит подкреплять ее своим официальным статусом, поднять и легализовать за счет этого уровень такого рода сборищ с участием радикальных исламистов, в том числе поддерживающих боевиков в Сирии. По-моему, надо выбирать одно из двух – либо оппозиционность, либо госслужба.
Владимир Лактюшин, руководитель движения "Тигры Родины" – молодежного крыла партии "РОДИНА" специально для ИА REX