Четыре законопроекта с поправками в законы "О СМИ", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс административных правонарушений, предусматривающими административную ответственность за распространение в интернете материалов, которые в "неприличной форме" выражают "явное неуважение к обществу, государству, Конституции и органам государственной власти" внесены на рассмотрение нижней палаты парламента, сообщает "Свободная пресса".
— Это слишком одиозная инициатива, чтобы она имела какие-то серьезные шансы на успешное рассмотрение в парламенте, — заявил в беседе с корреспондентом "Свободной прессы" член Бюро президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Тем более неуместно и нелепо она выглядит на фоне процесса относительной декриминализации пресловутой 282-й статьи Уголовного кодекса как раз в отношении интернет-пространства, в котором активное участие принял и президент, внеся в Госдуму свой законопроект на эту тему.
В действующем российском законодательстве предусмотрены, без сомнения, все возможности для обеспечения общественного порядка и уважения к обществу, государству, власти — как в реальном мире, так и в виртуальном. И никакие дополнительные меры здесь абсолютно не нужны. Напротив, некоторые "гайки" приходится даже немного "раскручивать" в обратную сторону, как это мы видим сейчас на примере все той же 282-й статьи.
"СП": — Зачем же вдруг накануне новогодних и рождественских праздников был внесен законопроект о наказании за интернет-оскорбления в адрес власти?
— Скорее тут стоит сказать иначе: "о защите начальственных чувств во всемирной паутине". Вряд ли это такой подарок под кремлевскую ёлку. Скорее, самодельное взрывное устройство. Полагаю, причина тут комплексная и кроется в целом ряде обстоятельств.
Во-первых, бюрократическая партия власти сегодня переживает отнюдь не самые лучшие времена. Она пребывает в системном кризисе. Недавно там даже приняли "этический кодекс", запрещающий партийцам и чиновникам оскорблять народ. И здесь "закон о запрете интернет-оскорблений власти" служит своеобразным ответом на "этические нормы" со стороны наиболее реакционного, "барского" крыла партии. Психологически это вполне понятно, учитывая, как «начальства», особенно регионального и местного уровня, привыкли относиться к своим "подданным". Кстати, требование Чубайса к обществу сказать спасибо бизнесу — ровно из этой же серии.
Кроме того, и это уже гораздо более важное обстоятельство, реакционную часть политического истеблишмента России обуревает крайнее раздражение, недовольство и даже паника, обусловленные геополитическими и экономическими проблемами. Среди этого реакционного крыла элиты есть сторонники проведения "Перестройки-2", то есть отказа от защиты суверенитета и национальных интересов, тотальных компромиссов в отношениях с Западом и установления в стране экономически еще более жесткого неолиберального строя.
В рамках подготовки "Перестройки-2" необходимо постоянно стимулировать информационные атаки на государство как в западных, так и в российских СМИ, дискредитировать власть в целом. И вот для системной дискредитации Кремля неолиберальная реакция периодически вбрасывает на информационный "игровой стол" крапленые карты, абсурдные инициативы или заявления, как это было недавно с уральской чиновницей. И законопроект, о котором мы с вами говорим, тоже относится к данной теме — дискредитации российской власти в целом и возбуждение протестно-антигосударственных настроений в России. Ведь кто-бы из бесчисленного легиона бюрократов что не отчебучивал, общество непременно предъявляет счёт верховной власти в стране. Реакция надеется, что одна из этих карт обрушит всю игру, взорвет хрупкий "брестский мир" между обществом и государством и послужит медийным сигналом к госперевороту по типу событий 1991 года, когда одна часть партийной номенклатуры "съела" другую. Это второе обстоятельство появления интересующего нас законопроекта.
Третье обстоятельство — полное несоответствие огромной части нынешнего политического класса РФ своему предназначению — политической деятельности, результатами которой должны быть развитие страны, рост экономики, богатство населения. Вместо этого мы часто наблюдаем попытки "сакрализации" собственных начальственных статусов, борьбу за сытное чиновничье место, полное равнодушие к окружающей русской жизни и абсолютное ее незнание. И реагируют такие "вельможи" на "простонародные" вызовы единственным доступным их понимаю способом — угрозами, запретами и ханжеским обращением к авторитету власти, которому они сами наносят колоссальный ущерб.
Будь в нашем парламенте "партия нового типа" — по-настоящему демократическая и народная, партия прямой демократии, она могла бы ответить на такой законопроект другим — об уголовном наказании за оскорбление чувств народа и обман избирателей. И эта инициатива была бы куда более справедливой и законной, поскольку по Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А вот про возможные риски для власти в интернете Конституция России попросту умалчивает.