Вахтовики, которых заперли на закрытом на карантин из-за коронавируса Чаяндинском нефтегазовом месторождении в Якутии, начали сбегать. Об этом сообщает издание "Подъем".
Возмущенные рабочие записали видеообращение, в котором обвиняют чиновников в бездействии: медпомощи не оказывается, анализы на коронавирусную инфекцию фальсифицируют, домой не вывозят.
— Энергетика — "священная корова" для российских элит, они ее исправно доят и получают баснословные прибыли, — отмечает в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— И судя по таким вот сообщениям, барыши идут преимущественно в карманы хозяев, а на инвестициях в человеческий капитал привычно экономят, и очень жестко. При этом энергетическая сфера остается довольно закрытой в медийном плане, вся официальная информация оттуда имеет в основном "витринный" характер. Тем сенсационнее выглядят подобные новости, которые совершенно не вписываются в привычную благообразную картинку о работе отрасли.
На днях Анатолий Чубайс, которого можно считать "крестным отцом" отечественной энергетики, назвал "нефтянку" дохлой лошадью, с которой пора слезть. Эти слова во многом относятся и ко всей сырьедобывающей сфере, точнее — к патологической зависимости от нее национальной экономики. И продолжающийся стихийный протест рабочих на якутском нефтегазовом месторождении подтверждает эту версию.
— Все на самом деле так плохо?
— Очевидно, что руководство предприятия создало практически невыносимые условия для своих сотрудников, раз они готовы бежать с рабочих мест сломя голову, рискуя потерять заработки. Это же паника в чистом виде. А заставить рабочих где-то в глубинке так отчаянно паниковать — это надо еще постараться! Все это свидетельствует о глубоком кризисе в стратегической для государства отрасли. Это и кризис управления, и кризис социальной ответственности топ-менеджеров и связанных с данным сегментом экономики чиновников перед сотрудниками и потребителями. Подобные инциденты происходили в Российской Империи накануне революций 1905−1907 и 1917 годов, а также перед развалом Советского Союза. В современной России рабочий вопрос на государственном уровне практически не поднимается, словно бы его нет. Элиты привыкли считать проблемы рабочих каким-то пережитком марксизма, советского прошлого. Но это не так. Добыча ресурсов происходит не в "один клик" топ-менеджерами с "золотыми парашютами", это делают рабочие. И как видно на примере ситуации в Якутии, их положение можно считать критическим.
А где профсоюзы? Что выяснила прокуратура? Ничего не известно. Элиты, ответственные за ситуацию, стараются максимально снизить общественный резонанс, создать вокруг инцидента заговор молчания. И нет причин полагать, что в других структурных подразделениях энергетических компаний не происходит что-то подобное. Просто на Чаяндинском участке у рабочих лопнуло терпение, клапан прорвало. А на других участках пока еще нет. Но надолго ли?
В общем, пока ситуация развивается по стихийному сценарию. Бизнесмены и чиновники прикрывают свои дымящиеся зады, оставленные на произвол судьбы рабочие паникуют, а СМИ в шелухе слухов и домыслов пытаются отыскать крупицы достоверной информации. При таком положении дел к осени-зиме можно прогнозировать появление новых очагов протестной активности на предприятиях, что вызовет цепную реакцию и катастрофические разрывы в энергетической цепи. А это неминуемо спровоцирует общий социально-политический кризис в стране. Именно с этим, на мой взгляд, связана новая волна слухов о назначении досрочных выборов Государственной думы в декабре этого года. Элиты, предчувствуя возможную катастрофу, пытаются спасти свое положение и продлить себе статус-кво хотя бы на законодательном уровне.
Но есть в складывающейся ситуации и позитивный момент. Усиление и обострение кризисных явлений неизбежно подталкивает российский политический класс к поиску реальных, эффективных, а не косметических решений. Не мытьем, так катаньем!